Коллективная выставка членов Московского объединения художников МХФ «Семейный архив художника», посвященная году семьи в России, прошла 9–19 марта 2024 г. в Центральном доме работников искусств и экспонировала портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены из жизни авторов. 10 марта состоялся вернисаж, на котором с музыкальным приветствием авторами гостям выступила певица, лауреат международных конкурсов, художественный руководитель Русского камерного театра Диляра Муравицкая, ей аккомпанировала Заслуженная артистка РФ Наталия Гаврилова.
В основном, на выставке были представлены портреты домочадцев, близких и родственников и, конечно, автопортреты. Елена Лускатова создала портреты дочери и маленькой внучки, с восторгом и очарованием делающей первые шаги в изобразительном искусстве. Елена Козырь, исходя из заявленной темы выставки, сделала акцент на портретах предков, изобразив деда Ф.П. Прошкина в форме бойца Красной армии и маму с подругой во времена военной юности. Тверитнева Мария создала ностальгический триптих в технике пастели, посвященный, в основном, воспоминаниям детства художницы 80-х годов, с неизменными и узнаваемыми артефактами тех лет, мамиными духами «Сигнатюр» и «Быть может», бережно сохраненными памятью художницы. В этой же технике выполнены пейзажи Елены Кругловой. К запомнившимся детским воспоминаниям восьмидесятых обращается и Наталья Пушнова в натюрморте «Сувениры из Анголы».
К жанру автопортрета обратились Маргарита Филатова и Ирина Галий, создав гармоничный образ девушки, едущей в транспорте домой с пакетом апельсинов на фоне вечерней заснеженной Москвы.
Художники в своем творчестве возвращаются к тем местам, где они были счастливы, с которыми связаны личные теплые воспоминания, в частности, «Пляж в Новом Афоне» Марины Вырубовой, янтарное побережье Балтийского моря Анастасии Лямцевой. С любовью и теплотой пишет свою дачу А. Тербушев. Светлана Русецкая в свойственной ей нежной женственной манере изобразила зимний пейзаж любимой Академички.
В целом выставка носит глубоко личный интимный характер. С любовью созданы портреты предков, детей и внуков, охватывающие шесть поколений, близких художникам. Изображенные пейзажи и натюрморты тоже пронизаны личными воспоминаниями, бесценными и дорогими для каждого автора.
Оксана Ермолаева-Вдовенко, искусствовед