Юбилейная выставка Александра Алексеевича Смирнова

Юбилейная выставка Александра Алексеевича Смирнова

2020-07-17T11:50:21+00:0019 марта 2020|АРХИВ МЕРОПРИЯТИЙ|

В Залах МХФ на Балакиревском прошла выставка скульптора Александра А. Смирнова, приуроченная к юбилею художника.
«Смирнов Александр Алексеевич родился в 1949 году. Окончил МГУ им. Ломоносова. Член Союза художников России, Международного художественного фонда, Творческого союза художников России, Московского объединения скульпторов. Награжден серебряной медалью ТСХ России. Лауреат премий им. Виктора Попкова (2006 г.) и Международного фестиваля искусств «Вера» (2009). Работы экспонировались на Родине и за рубежом более чем на 80-ти выставках, в том числе на 14-ти персональных. Произведения Александра Смирнова находятся в государственных собраниях Министерства культуры РФ и СХ России, в Третьяковской и Тверской картинных галереях и многих других музейных коллекциях. Монументальные работы установлены в Москве, Нижнем Новгороде, Твери, Клинцах и на Валааме. Александр Смирнов избрал для себя нелегкую стезю религиозной скульптуры. Он обращается к прообразовательным сюжетам, делая их близкими сегодняшнему зрителю. Пластическое воплощение библейских историй тяготеет к трогательной незамутненности восприятия народного искусства. Традиционные библейские сюжеты в третьем тысячелетии требуют новых композиционных форм. А. Смирнов, работая в сакральном измерении, создает лаконичные образы, полные внутренней патетики. Это не изображение мира дольнего, это горний мир. Скульптор стремится постичь архетип; возвращаясь к истокам религиозного искусства, он пытается нащупать первоосновы, фундамент высшего откровения. В этом случае выступает на первый план симбиоз традиций, полифоничность отголосков прошлого.
Александр Алексеевич — один из немногих, разрабатывающий в скульптуре пейзажный жанр, смело сочетающий в одной композиции дерево, камень и бронзу. Пейзаж в скульптуре – благодатная тема, она дает новые возможности в соединении разных материалов, в комбинации мотивов дерева, бронзы, тверди. Талант мастера имеет широкий диапазон от монументальных памятников до мелкой пластики.
Александр Смирнов сначала занимался резьбой по дереву, затем обучался в скульптурной мастерской О. Д. Яновского. Самостоятельная творческая деятельность началась с середины 80-х серией выдающихся деятелей русской культуры и истории: Гоголь, Пушкин, Чехов, Андрей Рублев, Александр Невский, которую характеризует эскизность и легкость исполнения. Но даже по первым работам можно было увидеть рождение большого мастера, не случайно их закупило Министерство культуры России. Берясь за распространенные темы, А. Смирнову удавалось найти новое решение для образов классиков, раскрыть их с неожиданной стороны. На протяжении последующей четверти века скульптор неоднократно обращается к образу Гоголя, который, как он считает, до конца не прочитан. Возвращение к служению богу — в этом изначальный смысл культуры. Эти мысли нашего классика всецело разделяет скульптор Александр Смирнов – человек воцерквленный. Его искусство, в основном, обращено к богу, а его герои – святые, монахи, отшельники.
Тяготение к фактуре, работа с минералами выдает в скульпторе исследователя, экспериментатора, вводящего в традиционный контекст собственное представление о мироздании. Искусство, словно блудный сын, возвращается к своим корням, своей колыбели на новом витке третьего тысячелетия, обновленное, но поддерживаемое крепким фундаментом библейской культуры. Так же и композиции Смирнова, часто основанные на камне-фундаменте, обрастают деревом и бронзой. Но альфа и омега – непоколебимая земная твердь, цементирующая неизменные убеждения автора, из которой поднимаются и расцветают одухотворенные персонажи вечных человеческих размышлений. Скульптура А. Смирнова всегда символична. За изобразительным контекстом всегда стоит второй план – план символики формы и материала».
Оксана Ермолаева-Вдовенко, искусствовед

Вернисаж состоялся 26 марта.