2016-04-25
Групповая тематическая выставка "Космизм и духовные источники жизни в творчестве художников"

В мае 2016 года в Международном художественном фонде пройдет групповая тематическая выствка "Космизм и духовные источники жизни в творчестве художников".
Сбор работ - с 10 по 20 мая.
От автора принимается 1-3 работы. Участие одной работы в выставке - 300 руб.
Вход на вернисаж строго по пригласительным билетам.

На этот раз мы предлагаем Вам пофилософствовать, поразмыслить над вопросами мироздания. Сюжеты работ в рамках данной темы могут быть весьма разнообразны: от мифов Древней Греции и знаков зодиака, до библейских сюжетов, символизма и абстракции. Эта выставка связана также с религиозными воззрениями авторов.
Для более полного представления о понятии "Космизм" предлагаем Вам ознакомиться со статьей, приведенной ниже.

Косми́зм (греч. κόσμος — «упорядоченный мир») — ряд религиозно-философских, художественно-эстетических и естественнонаучных течений, в основу которых положены представления о космосе как о структурно-организованном упорядоченном мире и о человеке как о «гражданине мира», а также о микрокосмосе, подобном макрокосмосу.

С точки зрения философии, понятие космизма связано с представлениями о космосе как противоположности хаосу, сформированными уже в период становления первых философских школ Древней Греции (киники, стоики).

В религиозных системах космизм является неотъемлемой частью теологии. В эзотерических и оккультных системах, таких как гностицизм, каббала, теософия и другие, космизм связан с представлением о Вселенной, управляемой невидимыми сверхъестественными силами, и соотносится с астрологическими представлениями о взаимосвязи звёздного неба с духовным и телесным аспектами человека.

С точки зрения науки, космизм подразумевает космогонию — использование теорий о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта—Лапласа (XVIII век) об образовании Солнечной системы путём конденсации пылеобразных масс, теории расширяющейся Вселенной Фридмана, разлетающихся галактик Хаббла (XX век), теории относительности Эйнштейна и других.

Русский космизм - это миропонимание, в основе которого лежит идея о неразрывном единстве человека и Космоса, о духовной взаимосвязи внутреннего мира человека (микрокосмоса) и внешнего мира (макрокосмоса).

Известный русский философ Николай Бердяев выразил суть русского космизма так: "Человек родствен и подобен Космосу, но не потому, что он дробная часть Космоса, а потому, что он сам целый Космос и одного с Космосом состава".

В философии русского космизма родилась идея теургического искусства, в котором художник творит вместе с Творцом. В миг вдохновения художнику открывается красота Космоса.

Философ Павел Флоренский писал: "Художник не сочиняет из себя образа, но лишь снимает покровы с уже сущего образа: не накладывает краски на холст, а как бы расчищает посторонние налеты "записи" духовной реальности… Искусство воистину показывает новую, незнаемую нами реальность". В результате мучительного труда Мастера происходит соприкосновение его духа, его внутреннего мира с другими Высшими мирами, их неземной красотой.

Именно в искусстве появились первые ростки нового космического мышления, которое принес переломный XX век. Среди художников, которые несли весть перемен, были такие крупнейшие творцы, как Н.К.Рерих и М.К.Чюрленис, а также возникшая в 20-х годах XX века группа художников-космистов "Амаравелла".

Космизм приблизил людей к пониманию Вселенной, явил в искусстве другое измерение красоты. Философы XX века писали, что на земле пробил Час Красоты, в которой заключалась возможность преображения человека. К сожалению, Россия не приняла этой возможности. Социальная революция подавила духовную, и последствия этого хорошо известны. Долгие десятилетия в России отрицались любые поиски в искусстве. Признавался только социалистический реализм. Космическое искусство на долгие годы оказалось под запретом.

Но искусство - это область духа, а дух уничтожить невозможно. На рубеже XX и XXI столетий в России наступило время, когда космическое искусство снова заявило о себе и стало бурно развиваться. Сохранив в своем художественном мышлении устремленность к этическому преображению человека, это направление начинает играть все более важную роль в общих культурных процессах.

Творчество современных космистов по праву может быть названо синтетическим: будучи европейскими художниками конца ХХ – начала XXI века, космисты свободны в самовыражении, но, подобно религиозным художникам, целью своего творчества они ставят раскрытие некоей духовной идеи. Идеи инобытия, духовного преображения, связи с Высшим, которые имели глубокую традицию русской православной иконописи.





Однако художники этого направления постепенно отходят от иконописной традиции, освобождаются от церковных канонов и устремляются на широкий духовный простор Космоса.

Есть еще одна культурная традиция, о взаимосвязи которой с творчеством космистов хочется сказать особо. Это философская живопись Китая и Японии, где пейзаж – иногда с редкими фигурами, иногда безлюдный – был воплощением определенного психологического состояния или философской идеи. Такой условный пейзаж часто встречается в живописи космистов, он становится не изображением природы, а отражением человеческой души.

Творчество космистов – это своеобразное возвращение к изначальной нерасчлененности философии и искусства, но возвращение на совершенно новом уровне – как идейном, так и изобразительном. Художники-космисты дают возможность прикоснуться к энергетическим изменениям, происходящим сейчас в мире, к изменениям, связанным с Космической эволюцией, – эти изменения наиболее полно ощущаются во внутреннем творческом пространстве искусства.

Несмотря на то, что каждый художник ищет индивидуальные средства выражения своих идей, многие образы оказываются сходны. Это объясняется тем, что художники-космисты интуитивно обращаются к языку мифологических символов, память о которых веками хранится в человеческой культуре.

Излюбленный цвет многих художников – синий. В мифологии это цвет мудрости, тайны, знаний, добываемых из запредельных миров. Синий цвет – цвет гармоничной ауры, знак высокой духовности. И поэтому глубокий, полнозвучный синий – колорит многих полотен художников-космистов.

 

chernovolenko

Виктор Черноволенко

 

Николай Рерих

Николай Рерих

 

Николай Рерих2

Николай Рерих

 

Смирнов-Русецкий

Борис Смирнов-Русецкий

Борис Смирнов-Русецкий. Силуэты на звездном небе

Борис Смирнов-Русецкий

 

Алексей Леонов2

Алексей Леонов

 

Маранов2

Александр Маранов

 

Александр Маранов

Александр Маранов